Освещение учебных заведений
Правильное освещение учебных учреждений является одним из ключевых факторов успешного учебного процесса. Ключевые требования к осветительным приборам и искусственному освещению в целом прописаны в современных нормативных документах – СНиП, СанПиН и др., несоблюдение которых не только в значительной мере снижает эффективность процесса обучения, но и может привести к ухудшению зрения школьника. В данном материале мы бы хотели остановиться на основных характеристиках и требованиях, предъявляемых к современному «школьному» светильнику.
Освещенность
Основным параметром, характеризующим качество осветительной системы, является освещенность на рабочем месте и равномерность ее распределения по всей площади. В соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 освещенность на рабочем столе должна находиться в пределах 300 – 500 лк. Данную величину можно измерить с помощью специального прибора, называемого люксметром. Требуемое количество осветительных приборов и правильное их расположение для достижения заданного уровня освещенности и максимальной равномерности рассчитывается на этапе проектирования с использованием соответствующих прикладных программ.
Индекс цветопередачи
Если освещенность это в первую очередь количественный показатель освещения, то индекс цветопередачи (Ra) характеризует качество источника света. Чем ближе Ra к 100, тем ближе данный источник света к эталонному (естественный дневной свет) и тем натуральнее воспринимаются оттенки окружающих нас предметов. В соответствии с СНиП 23-05-95 данный параметр должен быть не менее 80.
Уровень шума и коэффициент пульсаций
Немаловажными факторами, сказывающимися на работоспособности человека и качестве выполняемой работы, являются уровень шума, в том числе производимый осветительной установкой, и коэффициент пульсаций светового потока (измеряется пульсметром). В совокупности оба этих, практически неощущаемых, фактора в значительной степени влияют на комфорт, усваиваемость материала и работоспособность школьника. Научные исследования показали, что немерцающий свет, например, при работе на компьютере способствует более точному и быстрому распознаванию слов, а также снижению усталости. В то время как свет с глубокими пульсациями приводит к потере концентрации внимания и многочисленным ошибкам во время производственного процесса. Согласно СанПиН 2.4.3.1186-03 светильники для учебных заведений должны быть укомплектованы пускорегулирующими аппаратами (ПРА) с особо низким уровнем шума. При этом коэффициент пульсаций такого светильника согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 не должен превышать 10%.
Made on
Tilda