10 самых зелёных школ
в мире
Зарубежный опыт экологизации
образовательного пространства
В 2016 году эксперты Экобюро GREENS провели первый в России экологический рейтинг образовательных учреждений - "Зелёные школы 2016". Наше исследование показало, что российским школам ещё есть куда стремиться в плане экологичности: от внутренней структуры и экологического просвещения в школе до зелёного здания и наоборот. Поэтому в нашем блоге мы решили рассказать о том, какие зелёные решения применяются в школах разных стран для того, чтобы снизить свой экологический след.
Для начала, что же такое зелёная школа?
Согласно исследованию Heschong Mahone Group,
у детей, учащихся в экошколах, показатели успеваемости выше на 25%.
Зелёная школа - это школа, в которой все дети и сотрудники вовлечены в поддержание экологической политики школы, занимаются экологическим просвещением, собирают и передают на вторичную переработку отходы, реализуют экологически ответственные закупки, соблюдают режим экономии ресурсов, заботятся о здоровье и снижают свой экологический след.
Подборка 10-ти самых зелёных школ в мире
1. "The Island School" на Багамских островах
The Island School
The Island School - это первое образовательное учреждение на Багамах, применяющее комплексные, экологически безопасные системы и решения. В зданиях и на территории школы внедрены системы и принципы проектирования, позволяющие минимизировать отрицательное воздействие на экологию за счёт сохранения собранных ресурсов, таких как энергия и вода. Школа постоянно постоянно вводит новшества для устойчивого развития с целью сохранить местные экосистемы.

Текущие проекты включают в себя:
  • Завод по производству биодизельного топлива для обслуживания кампуса;
  • Цистерны для сбора и вторичного использования дождевой воды;
  • Солнечные батареи и солнечные водонагреватели;
  • Ветродвигатель;
  • Аквапоника для выращивания зелени в столовой;
  • Человеческие отходы перерабатываются с помощью специального биодигестера для производства удобрений, а затем используются для удобрения растений в саду кампуса;
  • Пищевые отходы из столовой потребляют животные с фермы кампуса: свиньи, козы, утки и куры.
Sustainable Campus позволяет ученикам, преподавателям и ученым жить
в атмосфере глубоко укоренившегося уважения к окружающей среде.
Есть большая вероятность, что усилия и зелёные решения школы помогут полностью изменить систему управления отходами и производства энергии
на Багамских островах и других островных государствах.
2. Начальная школа в городе Хаслев, Дания
Школа отличается наличием учебных пространств под открытым небом, а также применением зелёных принципов и технологий. На крыше установлены солнечные панели и скайлайты. Высокотехнологичные и экологичные материалы формируют здоровую и комфортную для учёбы среду, обеспечивая низкие затраты на обслуживание здания.
3. Школа Saunalahti в городе Эспоо, Финляндия
Для отделки интерьеров и фасадов здания школы архитекторы использовали экологичные природные материалы. Взаимодействию с окружающей средой помогают широкие окна, выходящие на улицу. Так дети не чувствуют себя запертыми в четырех стенах. В таких школах у детей активно повышается успеваемость и снижается количество неврозов, свойственных школьному возрасту. Кроме того, они меняют социальную ситуацию в районе в целом, по вечерам школа превращается в досуговый и спортивный центр для всех жителей микрорайона.

4. «Бамбуковая» зелёная школа на Бали, Индонезия
Кампус школы представляет собой конструкцию из экологически выращенного бамбука. Школа оборудована чистой системой выработки энергии, солнечными батареями, мини-гидрогенераторами. Ее основной профиль – образование в области устойчивого развития.

5. Школа в штате Коннектикут, США - реализованная по проекту FROG ("Zero Energy Classroom")
Frog project –уникальная модульная технология строительства, позволяющая в самые короткие сроки создавать классные комнаты, основанные на принципе минимального потребления обычной электроэнергии. Главные принципы проекта - максимальное использование естественного освещения, солнечных батарей,
а также вторично переработанных материалов.

6. Школа пластического искусства в городе Оахака, Мексика
Строительство школы обошлось минимальными ресурсозатратами за счёт использования в процессе постройки в качестве материала отходов от других проектов (камня и утрамбованной земли). Большие окна обеспечивают хорошее естественное освещение, кросс-вентиляция защищает от духоты, массивные стены минимизируют шумы,
а растения, посаженные на территории, неприхотливы в уходе
и требуют минимум влаги.

7. Открытая художественная школа APAP, Корея
Сконструированная из 8 контейнеров для транспортировки, школа имеет динамическую форму и в буквальном смысле висит примерно в трех метрах от земли, а две студии, большой конференц-зал и галерея построены в тесном взаимодействии с окружающей средой. Благодаря данному проекту дизайнеры и архитекторы из студии LOT-EK получили приз на международном конкурсе в Нью-Йорке.

8. Школа в городе Вольфхаген, Германия
Эта современная немецкая школа, оснащенная солнечными батареями, на самом деле является бывшим оружейным цехом Второй мировой войны. На нетронутых структурных элементах держится крыша, покрытая солнечными панелями, производящими 225 кВт чистой экологической энергии в час. Каркасные классы вентилируются естественным способом,
что позволяет создавать энергосберегающее пространство для учёбы.

9. Школа искусства, дизайна и медиа в Сингапуре
Крыша школы в прямом смысле представляет собой «зелёный ковёр», покрытый травой, который впитывает дождевую воду, создает охлаждающий эффект и вносит биоразнообразие в пейзаж школьного городка. Благодаря тому, что стены здания в основном выполнены из стекла, грань между внутренним и внешним пространством стирается – природа в буквальном смысле проникает в само помещение и вдохновляет учащихся на новые идеи и открытия.

10. Marcel Sembat High School в Соттевиль-ле-Руан, Франция
Eco-friendly школа располагается в небольшом городке Соттевиль-ле-Руан на севере Франции. Школа старается максимально продуктивно использовать каждый сантиметр территории. Под продуктивностью дизайнеры подразумевают экологичность. При строительстве здания архитекторы руководствовались идеей, что дети проводят слишком много времени в стенах скучных каменных зданий и совсем забывают, что такое природа. Чтобы вернуть школьников в природную среду, дизайнеры решили максимально озеленить школьное пространство.

Что говорят эксперты
Важно понимать, что в школах дети не только получают, либо не получают представление об экологичном образе жизни, но и проводят большую часть времени, а значит, от состояния школы напрямую зависит их здоровье и развитие. На физическом здоровье ребёнка благоприятно сказывается атмосфера помещений, не содержащая вредных химических веществ после уборки; использование безопасных отделочных, строительных и мебельных материалов; питание органическими сезонными продуктами; пребывание на свежем воздухе. Кроме того, все эти факторы положительно влияют на способности детей к обучению, даже вид из окна имеет значение.
Ольга Пегова, руководитель направления маркетинг и КСО Экобюро GREENS
Не стоит ждать того дня, когда экологизация
образовательного пространства станет острой необходимостью. Однажды это может произойти ввиду нехватки природных ресурсов, осложнения экологической ситуации, ухудшения здоровья и самочувствия людей, повышения утомляемости, и, следовательно, снижения работоспособности преподавателей и сотрудников школ с одной стороны, и концентрации внимания и обучаемости детей – с другой. Своевременные грамотные шаги с целью экологизации школ дадут не только ощутимые результаты улучшения нынешнего положения дел, но и станут стратегически верным решением, позволяющим, во-первых, воспитать экологически ответственное поколение, и во-вторых, сократить количество негативных последствий наших сегодняшних действий, с которыми нам придётся столкнуться в будущем.
Инкере Кантор, менеджер проектов Экобюро GREENS
Анна Аникеева-Сыроечковская
Менеджер по КСО Экобюро GREENS
Уровень экологизации школ в мире очень разный. Но если равняться на лучшие образцы (Великобритания, США, Германия, Швейцария, Австрия, Нидерланды) или хотя бы на средний уровень - то мы отстаём очень сильно. Причин три: отсутствие информированности и мотивации у людей, принимающих решения на всех уровнях, устаревшие стандарты и не ориентированная на экологизацию система госзакупок.
Нет никаких сомнений в том, что экологизировать школы важно. Дети, живущие в городе, проводят в помещении до 90% времени, на школу приходится в среднем 6-8 часов в день. От качества воздуха, характеристик освещённости, мебели, компьютерной техники, наконец, от того, какой бытовой химией будут помыты полы - напрямую зависит не только эффективность учебного процесса, но и здоровье детей. На формирующийся организм внешние условия влияют особенно сильно. Это не абстракция: опасность кроется в накоплении «эффекта малых доз» от веществ, которые могут в будущем вызывать недуги, от аллергий до онкологии. Вместе с тем, неблагоприятные условия вентиляции или освещения приводят к хронической утомляемости, падению зрения, мигреням, развитию депрессий.
Мир вокруг не обязан быть безопасным. Чтобы сохранить себя и близких, мы всегда должны узнавать больше. В этом нет ничего нового: в ходе эволюции вида и развития общества самый информированный всегда выживал, побеждал, шёл вперёд. Экологизация – процесс совершенно необходимый для устойчивого и безопасного будущего, это своего рода «техника безопасности», неотчуждаемая от новых технологий, которые буквально «накрыли» общество.
В России вопрос экологизации школ только начинает подниматься. Нельзя сказать, что у нас никогда не думали о безопасности школ: в советское время огромные научные коллективы доводили до высочайшего уровня стандарты архитектуры и дизайна школьных зданий в сложных и разнообразных климатах СССР. Однако эти стандарты во многом устарели. Кроме того, появились совершенно новые обстоятельства (компьютеры и оргтехника) и технологии – от экологичных до неблагоприятных и даже опасных (новые отделочные материалы, мебель, кулеры для воды). Чтобы разобраться и добиться безопасности в сочетании с экономией, необходимо обращаться к экспертам.
Уровень экологизации школ в мире очень разный. Но если равняться на лучшие образцы (Великобритания, США, Германия, Швейцария, Австрия, Нидерланды) или хотя бы на средний уровень - то мы отстаём очень сильно. Причин три: отсутствие информированности и мотивации у людей, принимающих решения на всех уровнях, устаревшие стандарты и не ориентированная на экологизацию система госзакупок. В свете этого винить людей «на местах» - сотрудников школ - почти нет смысла. Вместе с тем, только они могут изменить ситуацию: нужно искать доступные решения здесь и сейчас, и одновременно формировать запрос к государству, проявлять инициативу, выносить этот вопрос на обсуждение раз за разом.
Сильная сторона европейской экологизации школ в том, что там развиты неправительственные и некоммерческие ассоциации, в которые могут вступать как школы, так и отдельные люди. Самые лучшие и продуктивные шаги всегда делаются сообща
.
И в заключение предлагаем посмотреть мотивирующий видеоролик о Международной программе "Экошколы"
(Eco-schools programme), представленной Международным фондом экологического образования (Foundation for Environmental Education / FEE).
Штаб-квартира Международного фонда экологического образования находится в Дании. Главная цель Eco-schools programme - донести именно до детей идею сохранения окружающего мира, бережного отношения к ресурсам планеты
в целях устойчивого развития.
90% бюджета фонда направляется на мероприятия, связанные с восстановлением лесов, направленные на сокращение концентрации CO2 в атмосфере.

Пусть приведённые в этой статье примеры зарубежных школ вдохновляют вас на поиск и внедрение экорешений, которые благоприятно скажутся на состоянии окружающей среды, здоровье людей, вашей деятельности и репутации!

Если вы хотите получать нашу рассылку, посвященную экологизации бизнеса, пожалуйста, подпишитесь на главной странице сайта.
Made on
Tilda